dimanche 6 septembre 2020

homélie pour le 13e dimanche après la Pentecôte

Беседа свят. Макария (Невского), митр. Московского и Коломенского (†1926г.) в неделю 13-ю по Пятидесятнице
Митрополит Макарий
Умножение беззакония от оскудения любви

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужест­венны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на слу­жение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они вос­полнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветст­вие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь (1 Кор. 16, 13-24).
В Коринфской Церкви, основанной благовестническими трудами святого апостола Павла, произошел разлад и разделение. После удаления святого Апостола из Коринфа явились там некоторые лжеучители, которые стали унижать апостольское достоинство святого Павла, чтобы, унижая его, возвысить себя в глазах новообращенных коринфян. Они настолько преуспели в своем злом намерении, что местные христиане разделились на партии, избравшие каждая для себя главу — особого учителя. Узнав об этом, Апостол восскорбел духом, ибо, по слову Христову, всякий дом, всякое царство, разделившееся само в себе, не устоит (Мф. 12, 25), — значит, та же участь ожидала и коринфское христианское общество. Чтобы призвать всех верующих к единению, святой Апостол пишет к ним послание, в котором, изло­жив истинное учение о том, что Церковь Христова едина, что в ней не должно быть разделений, что все верующие, причащаясь от единого Хлеба — Тела Христова и от единой Чаши — Крови Христовой, входя в теснейшее единение со Христом, делаются членами тела Христова, имея Главой своей Христа, и между собой становятся в такое отноше­ние, в каком находятся глава, руки, ноги и прочие члены, все же состав­ляют единое тело (1 Кор. 10, 16-17).
Разъяснив все это, Апостол убеждает коринфян бодрствовать, стоять в вере, быть мужественными, твердыми, бодрствовать, как бодрствует воин, стоящий на страже, часто озираясь, чтобы видеть, не подкрадывается ли откуда-либо враг; стоять твердо в вере, не коле­баться разными лжеучениями, быть мужественными, твердыми, как мужи брани, а не как слабые женщины. В заключение же говорит им: Все у вас да будет с любовью.
Что происходило некогда среди коринфских христиан, то же бывает и у нас в настоящее время. Там лжеучители — и среди нас явилось их множество; там разделения — и у нас стал делиться православный русский народ. Там оскудение взаимной любви — и здесь за умножение беззакония оскудела любовь многих (Мф. 24, 12).
Посему апостольский совет: Все у вас да будем с любовью — при­личен в особенности для нашего времени.
Любовь все объединяет, все скрепляет; любовь не добродетель только, а совокупность добродетелей. Любовь составляет существенное свойство Божие. Апостол любви Иоанн сказал еще более. Он назвал Бога любовью: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 16).  Любовь — общемировой закон: все произошло от Бога любви, и все связано любовью. Люди созданы для взаимной любви, связывающей их в семьи, в общества, в государства. Чувства благожелания, привязанности, самопожертвования для других вло­жены в наши души с рождением нашим. Родители любят детей своих и дети родителей, потому что любовь врождена им природой; чувство жалости к погибающему и страждущему приобретается не из опыта и не из науки, а является само собой, как и другие чувства, врожденные нам. Нет такого отношения между людьми, которое не украшалось бы любовью. Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132, 1). Сколько прекрасно и сколько приятно видеть любовь между родителями и детьми, между мужем и женой! Как счастливо то обще­ство, которое связано любовью! Как легко живется там, где любовь связывает начальствующих и подчиненных, господ и слуг, хозяев и служащих у них! Отрадно чувство радости, но эта радость сугубо увеличи­вается, когда с радующимися разделяют их радости другие, когда радуются с радующимися. И горе самое тягостное теряет свою остроту, когда находятся сочувствующие этому горю, когда плачут с плачу­щими...
Вот поэтому-то и заповедано нам: Все у вас да будет с любовью
Если любовь так естественна, так полезна, так вожделенна, то почему она так редка в повседневной жизни людей?
Причина этого заключается прежде всего в самом свойстве любви. Любовь, как и всякая истинная христианская добродетель, не любит показываться, она не кричит о себе, как кричит на улицах порок; любовь таится от посторонних взоров — ее узнают только по плодам ее. Конечно, бывают случаи, когда любовь мужественно, тверда заявляет о себе, если это нужно: она смело говорит правду, когда этого требует неправда, от которой страдает ближний; любовь не страшится страда­ний и смерти, когда этого требует благо и спасение любимого. Но где этого не нужно, любовь делает добро втайне. Вот святитель Николай тайна ночью приносит кошельки с золотом в дом несчастного отца, которого бедность едва не толкнула на преступление — продать своих дочерей для позора. Вот любовь тайно приносит воду для питья и ста­вит у дверей нуждающихся в этом; вот добрый христианин тайно ночью работает на ниве у человека, который заболели не мог убрать свой хлеб благовременно. Любящий неведомо является утешителем несчастных, помощником страждущих и спасителем погибающих. Часто любовь обнаруживается более в терпении за других, в снисхож­дении к их немощам; она носит на себе тяготу других, и это соверша­ется так тихо, тайно, что редко замечается другими. Вот жена терпит немощи пьяного мужа, страдает за него и от него, проливает слезы из-за него, — и кто это видит? Вот этого человека невинно поносят, обидят явной несправедливостью — и он молчаливо терпит, не воздает злом за зло: как глухой, не слышит, как немой, не отверзает уст своих (Пс. 37, 14). И кто это видит? Кто знает, кроме страждущего любви ради?
Иногда служат препятствием к обнаружению между людьми любви заблуждения ума и предрассудки.
У некоторых людей сердце мягкое, но ум заражен предрассудками: сердце хочет сделать добро, оказать любовь добрым делом, а ум восстает против этого. Вот примеры. Человек знатный, роскошно одетый про­ходит мимо сидящего калеки, дрожащего от холода; сердцу хотелось бы помочь горемыке, но предрассудок говорит: нехорошо тебе, такому важ­ному лицу, остановиться около этого нищего: как бы не посмеялись над твоей мягкосердечностью, — так думает — и проходит мимо. Вот богато одетый, высоко или немного повыше черного люда стоящий человек входит в храм, куда благочестивые люди приносят свечи, чтобы поста­вить их пред иконой, приносят лепту, чтобы опустить ее в церковную сокровищницу. Сердце богатого или знатного также хотело бы сделать то же, что делают другие, но ум говорит: нехорошо мне подражать в этом простым людям, не осмеяли бы меня знакомые, — и голос сердца заглушается предрассудками ума. Или еще пример: сердце хочет прос­тить обидевшему, а предрассудок говорит: хороша ли, благоразумно ли я поступлю, если буду всем прощать? Не сочтут ли это признаком моего бессилия? Не будет ли это против моей чести, если не отомщу обидев­шему меня? Не нужно ли, напротив, показать другим, что не позволю никому обидеть меня? Так думает — и не прощает, и отмщает за себя.
Наконец, причина редкого проявления любви между людьми заключается в самолюбии. Излишняя любовь к себе подавляет любовь к другим. Самолюбие разрывает иногда самые крепкие семейные узы между родителями и детьми, между супругами, между друзьями и между членами общества, связанными между собой общими интере­сами. Это бывает тогда, когда каждый думает только о себе и своих удовольствиях, о своей чести, о своем покое, но мало заботится о других. Супруги ссорятся потому, что каждый из них желает, чтобы только ему угождали. Члены обществ разделяются потому, что всякий ищет только своих выгод, но не думает а пользе других.
После этого неудивительна, что ныне так мало обнаруживается любовь между людьми. Люди ищут более своих си, а не яже ближнего.
Будем же учиться во всем поступать с любовью, чтобы через это исполнился закон Христов.
  

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire