dimanche 18 septembre 2022

homélie pour la 14e dimanche après la Pentecôte

Слово архиеп. Андрея (Рымаренко), Рокландского
(† 1978 г.) 
в неделю 14-ю по Пятидесятнице

О брачном пире

«И рабы те, вышедши на дорогу, собрали всех тех, кого только нашли: и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь вошел, посмотрел на возлежащих и увидел там человека не в брачной одежде. И говорит ему: ‟Друже, как ты вошел сюда не в брачной одежде?„ Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: ‟Свяжите ему руки и ноги, и бросьте его во тьму кромешную. Там будет плач и скрежет зубов.„»

Вот какое Евангелие на сегодняшний день предлагает нашему вниманию Святая Церковь: Евангелие о брачном пире. Вот и место это, где говорится, что собрались на трапезу и добрые, и злые. И когда вошел Господин, нашел тут человека не в брачной одежде. И за то, что он был не в брачной одежде, совершилось такое страшное наказание. Он был выброшен, связан и брошен место огненное. Для нас это может быть даже непонятным. Что же это такое? Господь ведь милостивый, милосердный… и вдруг такое страшное наказание. Здесь есть что-то такое, в чем нужно разобраться. А вот посмотрим. Если вы вспомните, братья, то Евангелие, которое читалось в позапрошлое воскресение, то вы вспомните и того благочестивого юношу, который подошел ко Господу и спросил Его, что сделать, чтобы войти в Царство Небесное. Господь ему сказал: исполняй заповеди.Он сказал, что он исполнил их. Но Господь, видя его душу, сказал: «Раздай все, что имеешь, и иди за Мною.»

Господь звал человека за Собою, но юноша этот был богат. У него было упование на это земное, на то, что окружает нас. И он, как-то, не понимал, что и в сию ночь душа могла отняться, перейти в вечное бытие. И с чем он ушел? Господь его звал для обновления, для того, чтобы из сердца его ушли все струпья, которые являются человеческими страстями. Господь звал… А он… А у него было богатство, которое напоминало ему, что земля эта как будто бы наша и является целью нашей жизни. Вот это все, что мы имеем: наши дома, наши виллы, наши автомобили, наши отношения друг с другом… И мы не замечаем того, как один за другим уходим. Итак, значит Евангелие позапрошлого воскресения показывает: не уповайте, не останавливайтесь в своих стремлениях на обладании тем, что есть земля, потому что в сию же ночь может раскрыться для нас вечное бытие. Земля дана нам только как средство для получения того, что должно быть в душе человека. А душа наша должна быть напоена, как бы пропитана Заповедями Блаженства.

Вот и второе воскресение, прошлое. В Евангельском чтении говорилось о виноградоделателях. Господь сотворил виноградник, давал им содержание за то, что они работали. Содержание это состояло из всего, что было необходимо для их жизни. А они, так же, как и юноша, приняли в свое сердце что этот виноградник их богатство, им принадлежащее. Этот самый виноградник, который им служил только как средство для того, что есть благость сердца, стал для них предметом соблазна: они решили пользоваться им как своим, и поэтому они отгоняли все те симптомы, которые говорили им, что это ведь не ваше, это же Господина, и вы должны делать то, что Господин требовал от вас: обрабатывать виноградник, вы получали бы в свое сердце то добро, с которым вы ушли бы из этого виноградника, ушли бы в то гораздо лучшее и большее, что уготовал для вас Господин. Но они не послушались этих симптомов. Виноградник оказался для них таким же соблазном, как для нас земля, на которой нам кажется все, что нам нужно: на ней мы строим наши виллы, а около этих вилл лежат Лазари — нищие, тут же и вдовы, тут же несчастные дети, которых нужно воспитать… Но мы этим не занимаемся. Мы занимаемся своими нарядами, своими трапезами… теми делами, которые здесь останутся. И человек уходит в вечную жизнь голым, без доброделания…

И вот теперь, когда мы разобрали эти два Евангелия, тогда мы спросим: Почему же Господь сказал эту притчу, и почему в сегодняшний день Святая Церковь предлагает ее нашему вниманию. Тот, кто знает Евангелие, знает и то, что об этой притче, кроме Евангелиста Матфея, Евангелие которого и читалось сегодня, также повествует и Евангелист Лука с некоторыми подробностями. Там говорится о том, как Христос был приглашен на трапезу к Симону — фарисею. На этой трапезе Христос видел, что делали те евреи, которые приняли закон Моисеев. Как они этот закон Моисеев превратили в средство своего величания, своей гордости. И Христос, видя это и жалея Симона, который его пригласил, начал его поучать. Это слышали все те, кто присутствовал на трапезе. А все это были якобы правоверные евреи, фарисеи из фарисеев. И когда Христос начал говорить, а Он для них был… кем же? Равви, и только, тут один из евреев не выдержал. И когда Христос говорил о том, что получат за свои доброделания Царство Небесное, он громко сказал, вернее воскликнул: «Блажен кто вкусит Царство Небесное! Блажен! Потому что это блаженство принадлежит детям Авраама. И нам принадлежит то, о чем Ты говоришь. Какие там доброделания ? Обетование, которое дано Моисею, — оно наше, и мы им пользуемся, мы — евреи, это: — наше царство.»

Тогда-то Христос в ответ на это «Царство» и дает им вот эту притчу. И тут Он показывает, что евреев столько времени звал Господь для получения блаженства, для чистоты жизни. Но они не пришли. Они были заняты так же, как вот этот юноша, как эти виноградари, землею. Они строили, очевидно, себе вот эти дворцы, накупали себе этих несчастных рабов, жили в комфортабельном состоянии, и им было не до того. А поэтому какая там трапеза Царская? К этой трапезе они отнеслись так, что почти все отказались. Тогда Господин вызвал своих воинов и призвал через воинов всех: и злых, и добрых, без избрания: все должны были придти. Но на востоке, когда давалась трапеза, давалось не только питание, пища, но давалось и одеяние. И вот, когда дали облачение тем, кто пришел, — и блуднице, и мытарю, и другим грешникам, — и всем были даны одинаковые облачения. Но тут нашелся и фарисей, который вошел. То, что он увидел, представилось ужасом. Среди тех, кто был приглашен, были и великие грешники, и блудницы, и мытари… Он не захотел быть с ними равным. Его собственное облачение, как ему казалось, было гораздо лучшим. И он остался в нем. Царь, вошел посмотреть возлежащих, говорит ему: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Но в душе, можно думать, он возмущался. Возмущался тем, что на Брачном Пиру присутствуют все грешники. А вот он, как будто праведный, сын Авраамов… и тут сидит он с ними вместе. И унизительнее всего было то, что от него хотят, чтобы он переменил свое богатое облачение на то, в котором все грешники были одеты, на брачное облачение. Нет. Ни за что!

И получилось то, что получилось! Господь велел его связать за то, что он нарушил единство. А единство какое? Единство Церкви Христовой.

Вот видите, братья и сестры, как важно это единство, как дорога Церковь Христова в Очах Господних.

Будем же слушаться ее гласа, будем исполнять от всей души то, что Она требует от нас, будем хранить то облачение, которое Она дает нам. Да не случится же с нами того, что случилось с тем, кто был не в брачной одежде.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire