Слово еп. Силуана (Никитина), Петергофского
в неделю 10-ю по Пятидесятнице
Причина несчастий — грех, а не творение Божие
Христианин до Христа, философ Платон, вряд ли зная слова царя и пророка Давида: «Небеса поведают славу Божию, творение же рук его возвещает твердь» (Пс. 18, 1), сказал, что «космос — прекраснейшая из возникших вещей, а его Устроитель — наилучшая из причин». Редко кто из нас, дорогие братия и сестры, равнодушно относится к красоте и гармони звездного неба и прочих небесных светил, а созерцание этого благолепия наводит нас на мысль о величественности Творца всей этой красоты — «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24).
Но падший, испорченный грехопадением прародителей человеческий ум все не останавливается в своей деградации, и сегодня, как во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, «творение рук Божиих», будь то далекие небесные светила, звезды, кометы или близкие нам коллеги, соседи и родственники, признает наш ум равным по могуществу своему Создателю. Признает их источником своих несчастий, бед и скорбей. «Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но тем самым и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели. Подчиняясь светилам, они не Богу поклоняются, но праху, ругаясь над Отцом», — говорит нам преподобный Антоний Великий.
А кто из нас не «легко погибающий»? Грешим мы постоянно, и довольно часто само грехопадение для нас остается чем-то естественным, заурядным и воспринимаемым спокойно. Только последствия греха — скорби и несчастья — заставляют нас задуматься о своем проступке и искать их причину. Но иногда вместо правильной причины — собственной неправоты и греховности — мы перекладываем вину на иное творение Божие.
И сегодня слышали мы евангельское благовествование о таком человеке, который видит причину своего несчастья — страшной болезни его сына — в творении Божием. Источником беды это человека была Луна. Он подходит ко Господу Иисусу Христу после славного Преображения на горе Фаворской и говорит, что сын его «в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 14).
Беснование ребенка казалось этому несчастному отцу напрямую связанным с небесным светилом – Луной, которой Господь дал «уставы освещать ночью» (Иер. 31, 35). Он забыл, что «Светила не приносят человеку вреда, ибо их создал из всех художников Художник — Бог». «Но нечистый дух глядит за луной тем или иным образом и подходит, и нападает на некоторых, истязая неутвердившихся и слабых людей» (преп. Антоний Вел.). Часто дьявол действует под прикрытием и находит себе сообщников среди плохих людей, но он «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
И этот маловерный человек, наделивший божественными свойствами влиять на здоровье человека небесное светило — Луну, обращается ко Христу с просьбой за свое дитя: «Господи! помилуй сына моего» (Мф. 17, 14). Вот пример для подражания тем родителям, которые желают блага для чад своих: просить у Бога не богатства им и не славы, не исцеления и не здоровья, а просить оставления Господом их грехов. И этот маловерный отец — пример для всех нас не искать причины своих бед и несчастий в окружающем нас мире, а помнить, что «источник и корень, и мать всех зол» (свят. Иоанн Златоуст) — это грех. А в грех увлекается каждый из нас, «кто не удаляется добровольно от причин страстей» (преп. Исаак Сирин).
Слышанное нами сегодня Евангелие должно напомнить о настоящих причинах наших бед и несчастий и о том, как избавиться нам от них.
Будем помнить, что не являются источником наших несчастий творения Божии, а только грех, причиной которого является то, что «люди не хотят присоединить помощь Божию к тем средствам борьбы с грехом, какие у них под руками» (свят. Григорий Нисский). Если же усиленному старанию будет предшествовать молитва и пост, то грех не найдет доступа к душе. Пока в сердце твердо памятование о Боге, недейственными остаются замыслы противника, потому что за нас ходатайствует правда.
Мы всегда должны, дорогие братия и сестры, помнить о Боге, о действии его благого Промысла над нами, о том, что и волос с головы нашей не пропадет без воли Божией, и тогда получим, стяжем веру с горчичное зерно.
Преп. Максим Исповедник говорит: «Горчичное зерно есть Господь, Который сеется Духом в сердцах, приемлющих Его. И кто своими добродетелями заботливо выращивает это зерно, тот сдвигает гору перстного помышления, добровольно отстраняя от себя устойчивый навык порочности. И тогда в нем самом обретают покой, словно птицы небесные, логосы и способы осуществления заповедей, а также божественные Силы».
Получим горчичное зерно веры — и тогда легко будет переносить нам все скорби и трудности, являющиеся неотъемлемой частью жизни каждого ученика Христова: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 12-13).
И хотя, как говорит апостол Павел, «мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4, 9), но наши скорби, и страдания не будут скрыты: «Не люди только смотрят на нас, но и ангелы, потому что наши подвиги так велики, что стоят и ангельского созерцания; ибо мы не с людьми только боремся, но и с силами злых ангелов» (свят. Иоанн Златоуст).
А примером стяжания горчичного зерна веры пусть нам будет сегодня вспоминаемый праведный воин адмирал Феодор Ушаков. Уроженец XVIII века, «века богатырей, века славы и блеска, с которыми об руку шли высокомерное полуобразование, раболепство, слитое воедино с наглым чванством, корыстные заботы о кармане, наглая неправда и грубое презрение к низшим» он, участник многочисленных морских баталий, «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных». В своем прошении императору Александру Благословенному об отставке он писал: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны — да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением». Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что непобедимый воин был исполнен смирения и покорности воле Божией — это были чувства истинно христианские.
А находясь на покое, праведный Феодор «…вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь Санаксарский к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Многие годы, проведенные в ратных подвигах, когда человек постоянно претерпевает искушения впасть в грехи сквернословия, рукоприкладства, пьянства, тщеславия от викторий или уныния от конфузий, не оказали никакого пагубного влияния на душу праведного адмирала, потому что он добровольно удалялся от причин страстей.
Будем и мы, дорогие братия и сестры, стремиться к стяжанию горчичного зерна веры, в своих бедах не будем обвинять творения Господни и искать в них причину собственного несчастья, а будем присоединять помощь Божию к тем средствам борьбы с грехом, какие у нас под руками: доброте, кротости, милосердию, воздержанию и призыву в молитве святых угодников Божиих. Святый праведный воине Феодоре, моли Бога о нас и укрепи в нас веру в благой Промысл Божий. Аминь.
5 августа 2018 г.
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire