Слово о велией вечери
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Некий Человек, неведомый, сотворил велию вечерю. Вечерей названо это торжество, потому что время приближалось уже к концу дня. И послал раба своего Человек этот звать приглашенных на пир. Но званные, для которых была приготовлена эта вечеря, один за другим стали отказываться. Один говорит: «Я купил 5 пар волов, пойду испытать их. Мне некогда, я не могу придти». Второй говорит: «Я купил землю. Надо посмотреть», — и тоже отказался. Третий говорит: «Я женился».
Так все званные по разного рода причинам, под всякими предлогами житейскими отказались пойти на брачный пир. Когда доложили об этом Человеку, сотворившему вечерю, то он разгневался и послал рабов своих по улицам, по площадям, по переулкам, по изгородям звать всех на это торжество, чтобы наполнился дом его. И вот рабы пошли, приглашая всех, и постепенно дом наполнился пришедшими на пир.
Тогда пришел господин пира и среди пришедших обнаружил одного, который пришел не в брачной, т.е. не в праздничной одежде. И говорит: «Друг мой, как же ты осмелился придти в такой одежде? Но тот молчал. Тогда приказал хозяин дома: “Возьмите его. Свяжите ему руки и ноги и бросьте во тьму внешнюю”. Затем, обращаясь к присутствующим, сказал: “Никто из тех званных, которые отказались придти, не войдет на пир”».
Кто же этот «некий Человек», сотворивший вечерю? — Это Господь — Отец наш. Он уготовал пир — Свое Царствие, о котором на Страшном Суде, обращаясь к праведникам, стоящим по правую сторону, скажет: «Приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Это Царство Божие, этот вечный, непостижимый для нас пир уготовал Господь для праведников от начала мира, и звал, и по сие время зовет многих для участия в нем. Но званные отказались и отказываются пойти. И вот Господь с гневом великим говорит: «Никто из этих званных не войдет на Мой пир».
Кто эти званные? Прежде всего, если обратиться к древности, то первым из человечества был призван избранный иудейский народ, к которому Господь посылал пророков, Моисея, творил великие чудеса перед ними, всячески привлекал к себе, чтобы еврейский народ служил примером и для всего бывшего человечества. Чтобы и другие народы, видя особое благоволение Божие к иудеям, и сами обратились к вере в Единого Бога. Но когда пришел на землю истинный раб Божий, исполнивший всю волю Божию, волю Отца, Господь Иисус Христос, то иудейский народ отрекся от Спасителя, отрекся от Бога и оказался «негодным рабом». Евреи отвергли Сына Божия, Господа Иисуса Христа, распяли Его, сделались ярыми врагами Божиими и лишились Царствия Божия. И вот Господь послал рабов своих: апостолов, учителей, проповедников, епископов во весь мир, чтобы всех звать на уготованный пир. И многое множество людей из всего человечества, уверовавшего в Господа Иисуса Христа, вошло на этот пир, вошло и входит по сей день в блаженство, в вечную Пасху, нескончаемую, непостижимую радость. Но многие, которых и по сие время зовет Господь, отрекаются от Господа, отказываются пойти на брачный пир. Кто эти отказывающиеся? Большей частью это «умные», ученые, образованные, культурные, известные, преуспевающие в мире сем. Все они отказываются потому, что им некогда, ибо занимаются то наукой или искусством, то спортом, машиной, то празднословием и театрами, то телевизором и другими подобными «важными» делами. Скорбит, скребет у них на сердце иногда, но материальные блага, суета, страсти подавляют их и они отрекаются от Господа. Поэтому о всех их сказал Господь с угрозой: «Никто из этих званных не войдет в Царствие Божие».
А кто же входит? Господь говорит: «Идите по всяким распутьям, по улицам, по переулкам, по изгородям, зовите слепых, хромых, немощных, больных, зовите на пир».
Кто эти больные, немощные? Под страдающими внешними болезнями подразумеваются люди, не имеющие большей частью значения здесь, на земле: необразованные, мало знающие христианство, больные различными душевными болезнями, зараженные всякими грехами. Господь и всех их зовет. И те, которые послушаются Господа, которые будут внимать слову Божию и очищать себя покаянием от грехов с верою в Господа, призывая Господа на помощь, те войдут в Царствие Божие. Они наполнят дом, наполнят этот брачный пир.
Но среди пира, оказался один пришедший не в брачной одежде. Что это значит? Какая должна быть брачная, т.е. праздничная, одежда, в которой можно идти в гости (не имеющим ее, такая одежда выдавалась, когда они приглашались в богатый дом)?
Брачная одежда — это чистота души. Человек, хотящий войти на царственный дивный пир, уготованный от начала мира для праведников, должен прежде всего слушаться Слова Божия, жить по нему, по заповедям Божиим. А всякое нарушение воли Божией, всякое нарушение заповедей, даже малейшей из них должен искоренять искренним, глубоким, сердечным покаянием. Не языком говорить: я грешный, а от всего сердца, с глубоким сокрушением припадать к Господу и взывать: «Господи, я согрешил, будь милостив мне, очисти мою душу от скверны греховной».
И если человек всю жизнь будет стараться поступать по воле Божией, по заповедям Евангелия, если всю жизнь будет следить за собой и всякое греховное пятно омывать искренним покаянием, то он облачится в эту праздничную, брачную одежду, в которой смело может войти на пир, в Царствие Божие. Человек же, который только по наружности христианин, подобен вошедшему на пир в небрачной одежде и подвергается его участи.
Увы, и среди нынешних христиан, как и всегда, конечно, было, нет понимания христианства. Многие считают, что если человек иногда ходит в церковь, постоит на исповеди, причащается Святых Таин, то он уже верует в Бога и достоин Царствия Божия. «Мы верующие, — говорит он. — А вы кто?» Но этот человек, как фарисей, по внешности только, по одежде христианин. Он лишь устами чтит Господа, а сердце его далеко от Него. Такой христианин и есть тот, который не в брачной одежде, хотя и думает, что он войдет в Царствие Божие, на пир Господень. Надо поэтому всегда помнить об этом и бояться того, чтобы Господь, обратившись к нам, не сказал: «Как ты посмел не в брачной одежде войти в жизнь вечную? Возьмите, свяжите его и ввергните во тьму внешнюю».
Образом и предвкушением будущего блаженства этого дивного пира является и причащение Св. Таин. Ибо сказал Сам Господь: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Но если мы языком только исповедовались, по обычаю, а сердце наше совершенно в этом не участвовало или даже, напротив, говорит, вот я хороший какой, и со злобой, с осуждением ближнего, без искреннего покаяния приступаем к Святым Тайнам, то Господь и нам скажет: «Как ты смел не в брачной одежде войти ко Мне», и повелит ангелам: «Возьмите, свяжите его и ввергните во тьму внешнюю». И будет такой человек мучиться в страстях своих, с которыми он нераскаянно причащался, связанный ими, не имеющий возможности духовно жить и расти — будет до тех пор, пока не поймет своего плена, своего рабства, не припадет к Господу от всего сердца, не восплачется пред Ним, как плакал мытарь, как блудница, как разбойник. Тогда только Господь развяжет его, очистит и спасет.
Так Господь уже здесь, на земле, духовно показывает нам: в брачной мы одежде приступаем к Святым Тайнам или нет.
Почему эту притчу читают на Рождество Христово? Потому, что в этот день мы празднуем пришествие на землю дивного раба Божия — Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Который пришел звать всех на брачный пир, иудеев и язычников, и каждого человека приглашает: «Приидите ко Мне вси труждающиеся, обремененные всякими грехами, скорбями. Я, и только Я вас упокою». Тот, кто верно идет к Господу, а идти к Господу можно только исполнением заповедей и искренним, постоянным покаянием, тот будет принят на пир, тот войдет в Царствие Божие, уготованное праведникам от создания мира. А тот, кто отрекается от Господа, тот будет отвержен Им и не войдет в Царствие Божие. В Евангелии часто мы слышим, что мало спасающихся, мало тех, кто идет тесным путем и узкими вратами в течении своей жизни. Большинство старается идти широким путем, жить в довольстве, в материальном благополучии и т. д. Но трудно богатому, обеспеченному войти в Царствие Божие.
Вчера мы слышали Евангелие, которое начинается словами: «Не бойся малое стадо, ибо Господь, Отец наш Небесный, уготовал вам Царствие Божие». Итак, малое стадо спасающихся, а большинство идет мимо, вне Царствия Божия, противясь Господу делами, и словами отрекаясь от Него.
Так Евангелие Рождества Христова напоминает нам о том, что Господь зовет всех в Царствие Божие, что Он Сам не возгнушался придти на землю грешных людей и взять наши грехи на Себя, чтобы каждому, кто уверует в Него и будет искренне просить Его о прощении грехов даровать вечную жизнь, сделать участником нескончаемого пира, духовной радости, торжества и славы.
Аминь.
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire