dimanche 11 février 2024

+ homélie pour le 17e dimanche après la Pentecôte

Проповедь архиеп. Нафанаила (Львова), Венского и Австрийского (+1986 г.) в неделю 17-ю по Пятидесятнице
архиепископ Нафанаил Львов

Сегодня в Евангелии мы слышали повествование о том, как Христос Спаситель пришел в страну Тирскую и Сидонскию, т. е., в Финикию, в окрестности зна­менитых древних городов Тира и Сидона.

Это обстоятельство вызывает вопрос, который зада­вал еще св. Иоанн Златоуст и ряд других свв. отцев (бл. Феофилакт, Евфимий Зигабен и др.): почему Христос, лишь незадолго пред тем, отправляя на проповедь апо­столов, дал им завет: «На путь к язычникам не ходите... а идите к погибшим овцам дома Израилева, ходя же пропо­ведуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 5-7).

Между тем Сам идет в языческую страну?

(TRADUCTION FRANÇAISE dans la suite du billet)

Это объясняется тем, что по разному приходили апо­столы и по иному пришел Христос.

Апостолы были посланы проповедывать евангелие Царствия. В течение длинного ряда веков только дом Из­раилев, богоизбранный народ, подготовлялся Моисее­вым законом, проповедью пророков, чудесами и знамени­ями к тому, чтоб принять Евангельскую проповедь.

Языческие же народы оставались вне этой подготов­ки. По плану Божиему, они должны были принять святое благовествование от избранного народа, как дикая мас­лина получит благодатные свойства через привитую мас­лину. Поэтому нет пользы раньше времени проповеды­вать неподготовленной к этой проповеди дикой маслине. И Господь заповедует апостолам: «На путь к язычникам не ходите».

А Господь приходит в страны Тирские и Сидонские с совсем другой целью. Он не проповедует тут, не соверша­ет массовых чудес. Он пришел, чтобы обрести драгоцен­ную жемчужину, чтобы раскрыть духовную красоту од­ной души и тем дать урок Своим ученикам и через них всем последующим поколениям христианским до сконча­ния века.

Женщина хананеянка кричала Ему: «Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов! Дочь моя жестоко беснуется»... Он же сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». А она, подошедши, кланялась Ему и говори­ла: «Господи помоги мне!» Он же сказал в ответ: «Не хо­рошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она же сказала: «Так Господи, но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Тогда Иисус сказал ей: «О женщина, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцели­лась дочь ее в тот час».

Язычница — сиро-финикианка, ни мало не подготовленная к принятию веры во Христа — великого Мессию, она являет веру, умилившую Сына Божия, веру, превос­ходящую все, что явили чада Богоизбранного народа, подготовлявшегося двумя тысячелетиями проповеди пророческой и чудесами Божиими.

Движимая безграничной любовью к своей страдаю­щей дочери, она препобеждает естественное человече­ское самолюбие, принимает кажущиеся со-вне оскорби­тельными слова Господни, соглашается с ними.

Святый Иоанн Златоуст свидетельствует, что Гос­подь хотел не испытывать веру этой женщины, но ра­скрыть и явить ее духовную красоту в назидание людям.

Проверим на себе: как отнеслись бы мы, если бы от­вергая нашу просьбу, нас сравнили бы с презренными псами?

И вот для научения нас скромности, для показания примера величайшей веры и величайшего смирения, при­ходит Господь на путь язычников, в страны Тирские и Сидонские и раскрывает душевные глубины женщины-фи­никианки, которые и она в себе не подозревала, делая снова и снова все, что может послужить делу спасения душ наших.

 

---------------------------------

Вчера праздновали и служили преп. Ефрему сирину – великому святому, который, помимо других, составил так называемую молитву Ефрема Сирина. Она читается Великим постом ежедневно по несколько раз: «Господи и Владыко живота моего…».

Отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал необдуманные поступки, пока не получил от Господа вразумление. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден. В Ефреме пробудилось глубокое покаяние.

 

        «Если Сын Божий в тебе, то и царство Его в тебе. Вот царство Божие – внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи усерднее и без труда найдешь его. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог». Непрестанное духовное трезвение, развитие блага в душе человека дает ему возможность воспринять труд как блаженство, а самопринуждение как святость. Воздаяние предначинается в земной жизни человека, подготавливается степенью ее духовного усовершения. Кто на земле взрастил себе крылья, говорит преподобный Ефрем, тот там воспаряет в горняя; кто здесь очистит ум свой – тот там узрит славу Божию; в какой мере каждый возлюбит Бога – в той мере насытится любовью Его. Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.

Залог обожения в нас – Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской – покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех. И еще – они животворят, преображают греховное естество, дают силу «ходить путем заповедей Господних», укрепляясь упованием на Бога. В огненной купели Покаяния, писал преподобный, «сам себя переплавляешь ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мертвых».
 

+ + +


Hier, nous avons fêté et célébré le Vénérable Éphrem le Syrien, le grand saint qui, entre autres, a composé la prière portant son nom, et qui est lue plusieurs fois chaque jour pendant le Grand Carême : « Ô Seigneur et Maître de ma vie... » Se distinguant dès l’enfance par un caractère colérique et irritable, il se querellait souvent dans sa jeunesse, commettait des actions irréfléchies, jusqu’à ce qu’il reçoive l’avertissement du Seigneur. Une fois, il fut injustement accusé d’avoir volé des moutons et fut emprisonné. En prison, il entendit en rêve une voix l’appelant à la repentance. Il fut acquitté et relâché. Une profonde repentance s’éveilla alors en Éphrem.

 

        « Si le Fils de Dieu est en vous, Son royaume est en vous. Voici, le royaume de Dieu est au-dedans de toi, pécheur. Entrez en vous-même, cherchez plus fort, et vous le trouverez sans difficulté. À l'extérieur de vous, il y a la mort, et la porte d'entrée est le péché. Entrez en vous-même, demeurez dans votre cœur, car Dieu est là. Par une sobriété spirituelle continue, le développement du bien dans l'âme de l'homme lui donne l'occasion de percevoir le travail comme une béatitude, et l'exploit ascétique comme la voie de la sainteté. Le châtiment commence dans la vie terrestre de l'homme et est préparé par le degré de sa perfection spirituelle. Celui à qui il a poussé des ailes sur la terre, dit saint Éphrem, s'élèvera dans les cieux ; celui qui purifie son esprit dès ici-bas verra la gloire de Dieu là-haut. C’est à la mesure de notre amour pour Dieu que nous serons comblés par Son amour. Une personne qui sur terre s'est purifiée et a acquis la grâce du Saint-Esprit attend avec impatience le Royaume des Cieux. Acquérir la vie éternelle, selon l'enseignement de saint Éphrem le Syrien, ne signifie pas passer d'un domaine d'existence à un autre, mais acquérir un état spirituel « céleste ». La vie éternelle n'est pas accordée à l'homme par la volonté unilatérale de Dieu, mais, comme une semence, elle grandit graduellement en lui grâce à l'ascèse, au travail et à la lutte.


La promesse de la déification en nous est le baptême du Christ, et le principal moteur de la vie chrétienne est la repentance. Saint Ephrem le Syrien est un grand maître de repentance. Le pardon des péchés dans le sacrement du repentir, selon son enseignement, n'est pas une justification extérieure, ni un oubli des péchés, mais leur anéantissement complet. Les larmes de repentance lavent et brûlent le péché. Et de plus, elles donnent la vie, transforment la nature pécheresse, donnent la force de « marcher dans la voie des commandements du Seigneur », fortifié par la confiance en Dieu. Dans la source ardente du Repentir, le saint écrit : « Tu t'affines, pécheur, tu ressuscites d'entre les morts. »  

    

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire