dimanche 25 février 2024

+ homélie pour le dimanche du publicain et du pharisien

(Лк. 18, 10-14)

Примечание

С этой недели святая церковь приготовляет хрис­тиан к великому посту и возбуждает к покаянию. Так как началом греха и падения человека была и есть гор­дыня, а тайна нравственного возвышения заключается в смирении, то в первую приготовительную к посту не­делю святая церковь назначила читать евангелие о сми­ренном мытаре и гордом фарисее, чтобы на пути пока­яния и молитвы посеять в наших сердцах смирение и изгнать из них гордость.

Содержание

В евангелии о мытаре и фарисей показываются, во-первых, свойства гордого фарисея (ст. 10-12), во-вторых, свойства смиренного мытаря (ст. 13) и, в-третьих, осуждение гордости и оправдание смирения (ст. 14).

 

(TRADUCTION FRANÇAISE dans la suite du billet)

 

Изъяснение

Ст. 10. Два челобека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Слово «мытарь» происходить от «мыто», что значит «пошлина». Это название давалось у иудеев откупщикам, которых римляне определяли для сбора обще­ственных податей, преимущественно в городах, славив­шихся промышленностью и торговлею.

Фарисеи были учителями народа иудейского и считались первыми знатоками закона. Они ничем столько не дорожили, ничем столько не хвалились, как внеш­ним, строгим исполнением законных обрядов. Чтобы быть заметнее и отличнее от других, они ходили в длинной одежде, испещренной нашивками с надписями из священного писания; и когда шли, то дорогою беспрестанна шептали молитвы; несколько раз в день совершали омовения, чтобы казаться безгрешными; принимали постные лица, чтобы считали их людьми благочестивыми. С таким наружным благочестием и упоминаемый в евангелии фарисей пришел в храм и стал на молитву.

Ст. 11-12. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие лю­ди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, чего приобретаю.

Здесь описываются свойства фарисея, пришедше­го в церковь помолиться. Он встал в церкви на осо­бом видном месте и тем выделял себя от других. В молитве своей он только высчитывать свои доброде­тели и осуждал других. «Боже! Я знаю, что вполне за­служил Твое благоволение верностью Твоему закону, почему мне ничего не остается, как только благода­рить Тебя — Боже, хвалу Тебе воздаю, — другого ро­да молитвы я не нахожу для себя. Иное дело, если бы я заслужил чем гнев Твой, — тогда я стал бы молить Тебя о помиловании. Но я не хищник, не прелюбо­дей, не обидчик, как вот этот мытарь, пощусь, кроме положенных постов, два дня в неделю и подаю ни­щим десятую часть не от плодов только земных, как предписано в законе (Лев. 27, 30; Втор. 14, 22), а из всех своих доходов. Посему приношу Тебе не молит­ву покаяния, а молитву благодарения».

Ст. 13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже под­нять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Бо­же! Будь милостив ко мне, грешнику!

Здесь описываются свойства смиренной молитвы мытаря. Он стал на молитву совсем с другим располо­жением сердца: он не выступил, подобно фарисею, вперед, но с благоговейным трепетом остановился из­далеча— у порога церковного, позади всех; не смел от сознания своей греховности поднять своих глаз к небу, а в сокрушении духа о своих грехах ударял себя рука­ми в грудь и с глубокими вздохами творил смиренную молитву о помиловании и прощении грехов, говоря: Боже! Буди милостив во мне, грешнику! 

Ст. 14. Сказываю вам, что сей пошел оправдан­ным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя бозбысится.

Немногословна была молитва мытаря, но принесла великий плод. Он удостоился благодати Божией, милующей грешника, и вышел из храма в дом свой оправданным и найден в очах Божиих достойнейшим, нежели гордый фарисей, человек, повидимому, добро­детельный.

Слова всякий, возвышающий сам себя, унижен бу­дет, а унижающий себя возвысится имеют глубокий смысл и действительное приложение к нравственной жизни каждого христианина. Кто много думает о себе и считает себя праведным и благочестивым человеком, тот не замечает в себе нравственных недостатков, зло растет в том более и более, худые навыки укрепляются в его душе глубже и глубже, и, таким образом, он, воз­вышающий себя, незаметно падает с высоты нравствен­ной жизни и осуждается Богом. Смиренный человек, напротив, строго следит за своими мыслями, желания­ми и чувствами и, замечая в них уклонения от закона Божия и греховность свою, кается и старается испра­вить себя, — таким образом, унижая себя, он более и более возвышается в нравственной жизни и приобрета­ет себе благоволение Божие.

Толкование протоиерея Александра Свирелина (†1906 г.) на Евангелие в неделю о мытаре и фарисее

 

- - - - - - - - -

В это воскресенье мы также празднуем московский список Иверской иконы Пресвятой Богородицы, то есть перенесение в монастырь на Валдае в 1656 году списка Иверской иконы, заказанного на Афоне будущим патриархом Никоном.  Иверская икона празднуется пять раз в году:

1)    во вторник Светлой седмицы — обретение первообраза в море у горы Афон;
2)    12 февраля (25 февраля) — перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае в 1656 году;
3)    13 октября (26 октября) — торжественная встреча и перенесение в 1648 году в Москву списка иконы, посланного царю Алексею Михайловичу с Афона;
4)    23 апреля (6 мая) — второе обретение древнейшего московского образа (списка) иконы в 2012 году, когда произошла его передача Историческим музеем Русской православной церкви (ныне список находится в Новодевичьем монастыре);
5)    24 ноября – праздник Иверской Монреальской иконы – то есть нашей иконы. Иверская Монреальская икона празднуется (24 ноября) в день, когда она стала мироточить в доме брата Иосифа в Монреале  в 1981 г.

 

Мы также сегодня празднуем святителя Алексия, митрополита Московского, великого печальника Святой Руси.

У нас здесь ценная икона, которая была подарена молодежной организацией Витязей о. Иову в 1955 г. – «В память убиенного  (ныне прославленного)  цесаревича Алексия Николаевича и юных добровольцев, павших в белых армиях.»

     

 

----------------------------------------------------------------------------

 

À partir de cette semaine, la Sainte Église prépare les chrétiens au Grand Carême et les incite à la repentance. Puisque le péché et la chute de l'homme ont été et sont encore l'orgueil, et que le mystère de l'élévation spirituelle réside dans l'humilité, la première semaine de préparation au Carême, la sainte Église a établi la lecture de l'Évangile sur l'humble publicain et l'orgueilleux pharisien, afin que, sur le chemin de la repentance et de la prière, nous puissions semer l'humilité dans nos cœurs et en bannir l'orgueil.

 

L'Évangile du publicain et du pharisien (Luc 18, 10-14) montre, premièrement, les qualités de l'orgueilleux pharisien (vv. 10-12), deuxièmement, les qualités de l'humble publicain (v. 13), et troisièmement, la condamnation de l'orgueil et la justification de l'humilité (v. 14). 

v. 10. Deux hommes entrèrent dans le temple pour prier, l'un pharisien et l'autre publicain.

Le mot « publicain » vient de « myto », qui signifie « devoir ». Ce nom était donné par les Juifs à ceux que les Romains désignaient comme collecteurs des impôts publics, principalement dans les villes réputées pour l'industrie et le commerce.

Les pharisiens étaient les enseignants du peuple juif et étaient considérés comme les premiers érudits de la loi. Rien n’avait plus de valeur pour eux que le souci de la stricte observance des rites établis par la loi. Afin d'être plus visibles et différents des autres, ils portaient de longues robes avec des inscriptions des Saintes Écritures. Tout en marchant, ils murmuraient sans cesse des prières en chemin ; ils faisaient leurs ablutions plusieurs fois par jour pour paraître sans péché ; ils prenaient des mines de jeûneurs, de sorte qu'ils étaient considérés comme des personnes pieuses. Avec une telle piété extérieure, le pharisien mentionné dans l'Évangile vint au temple et se leva pour prier.

v. 11-12. Quand le pharisien se leva, il pria en lui-même : « Ô Dieu ! Je te remercie de ce que je ne suis pas comme les autres, voleurs, délinquants, adultères, ou comme ce publicain : je jeûne deux fois par semaine, je donne le dixième de tout ce que je reçois.

L’Evangile décrit les caractéristiques d'un pharisien qui vient au temple pour prier. Il occupe une place particulière dans l'église et se distingue ainsi des autres. Dans sa prière, il ne regarde que ses propres vertus et condamne les autres. « Oh mon Dieu ! Je sais que j'ai pleinement mérité Ta faveur par la fidélité à Ta loi, c'est pourquoi je n'ai pas d'autre choix que de Te remercier, ô Dieu, je Te loue, car je ne trouve pas d'autre sorte de prière pour moi-même. Ce serait une autre affaire si j'avais mérité Ta colère, alors je T'aurais prié pour que tu aies pitié de moi. Mais je ne suis pas un prédateur, ni un adultère, ni un offenseur, comme ce publicain, mais je jeûne, en plus des jeûnes prescrits, deux jours par semaine, et je donne aux pauvres la dîme non seulement des fruits de la terre, comme le prescrit la loi (Lév. 27 :30 ; Deutéronome 14 :22), mais également de tous mes revenus. C'est pourquoi je ne t'offre pas une prière de repentance, mais une prière d'action de grâces. »

v. 13. Mais le publicain, qui se tenait à l'écart, n'osa même pas lever les yeux au ciel ; mais, se frappant la poitrine, il dit : « Ô Dieu, aie pitié de moi, pécheur !»

Les qualités de l'humble prière du publicain sont décrites ici. Il se lève pour la prière avec une disposition de cœur tout à fait différente : il ne s'avance pas, comme le pharisien, mais avec un tremblement respectueux, il s'arrête  à distance, au seuil du temple, derrière tout le monde ; il n'ose pas lever les yeux au ciel à cause de la conscience de son état de pécheur, mais avec repentir pour ses péchés, il se frappe la poitrine, et avec de profonds soupirs fait une humble prière pour demander la miséricorde et le pardon de ses péchés,  en disant : Ô Dieu, sois miséricordieux envers moi, pécheur.

v. 14. Je vous dis que celui-ci est allé dans sa maison plus justifié que celui-là, car quiconque s'élève sera abaissé, mais celui qui s'abaisse sera élevé.

La prière du publicain est brève, mais elle porte de grands fruits. Il reçut la grâce de Dieu qui a pitié du pécheur, et sortit du temple pour rentrer chez lui justifié, il fut trouvé aux yeux de Dieu plus digne que l'orgueilleux pharisien, un homme apparemment vertueux.

Les paroles « tous ceux qui s'élèvent seront humiliés, et celui qui s'abaisse sera élevé», ont un sens profond et une application réelle à la vie morale de chaque chrétien. Celui qui pense beaucoup à lui-même et se considère comme une personne juste et pieuse ne remarque pas ses propres défauts moraux, le mal grandit en lui de plus en plus, les mauvaises habitudes se renforcent de plus en plus profondément dans son âme.  Et c'est ainsi que celui qui s'élève tombe insensiblement du haut de la vie spirituelle et est condamné par Dieu. Une personne humble, au contraire, surveille strictement ses pensées, ses désirs et ses sentiments, et y remarquant les manquements à la loi de Dieu, elle se repent de son état de pécheur, et essaie de se corriger, de sorte qu'en s'humiliant, elle s'élève de plus en plus dans la vie spirituelle et acquiert la faveur de Dieu pour elle-même.

Homélie de l'archiprêtre Alexandre Svirelin (+1906) pour le dimanche du publicain et du pharisien

 

 

Ce dimanche, nous célébrons également la copie moscovite de l'icône de la Très Sainte Mère de Dieu d'Iviron, c'est-à-dire le transfert au monastère de Valdaï en 1656 de la copie de l'icône d'Iveron commandée sur le Mont Athos par le futur patriarche Nikon.  L'icône d'Iveron est célébrée cinq fois par an :

 


1)    le mardi de la semaine Lumineuse – découverte du prototype dans la mer près du Mont Athos ;
2)    12 février (25 février) – transfert de la copie de l'icône d'Iveron au monastère de Valdaï en 1656 ;
3)    13 octobre (26 octobre) – rencontre solennelle et transfert à Moscou en 1648 d'une copie de l'icône, envoyée au tsar Alexeï Mikhaïlovitch depuis le Mont Athos ;
4)    23 avril (6 mai) – deuxième découverte de la plus ancienne icône de Moscou (copie) en 2012, lorsqu'elle a été transférée au Musée historique de l'Église orthodoxe russe (aujourd'hui la copie se trouve au couvent de Novodievitchi) ;
5)    Le 24 novembre – jour de la fête de l'icône d Iveron Montréal, c'est-à-dire notre icône. L'icône d Iveron Montréal est célébrée (24 novembre) le jour où elle a commencé à répandre de la myrrhe chez frère Joseph à Montréal en 1981.

 

Aujourd'hui, nous célébrons également la mémoire de saint Alexis, métropolite de Moscou, le grand prieur de la Sainte Russie.

Nous avons ici une icône précieuse qui a été offerte par l'organisation de jeunesse des VITIAZ au père Job en 1955 – à la mémoire du tsarévitch assassiné (aujourd'hui glorifié) Alexis Nikolaïevitch et des jeunes volontaires tombés dans les armées blanches.



Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire