dimanche 3 mars 2024

+ Homélie pour le dimanche du Fils prodigue

 

Слово иером. Мефодия (Зинковского) 
в неделю о блудном сыне.
Иеромонах Мефодий (Зинковский)

На притчу о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодняшний воскрес­ньпй день называется в церковном календаре Неделей о блудном сыне. Сегодня мы слышим Евангелие, в котором Сам Господь приводит притчу о том, как у отца было два сына, и один всегда оставался с ним, а другой, младший, в определенный момент жизни вдруг потребовал свою часть имения, на которую на самом деле по тогдашнему закону он не имел права, покуда отец его не умрет. Однако он потребовал эту часть еще при жизни отца и ушел, как сказано, «на страну дале­че». Одним этим требованием он, по сути, сказал отцу: «Ты для меня мертв».

(TRADUCTION FRANÇAISE dans la suite du billet)

Если в нынешнее время нам это плохо понятна, то в Ветхом Завете это фактически означало отрицание отца, отказ от него. И для младшего сына отец по сути дела стал мертвым: сын забыл про отца, вычеркнул его из своей жизни, забыл все, чем он был обязан отцу. И ушел на далекую страну, где жил блудно. Рано или поздно имение истощилось, и он стал голодать и тер­петь лишения, не мог найти пропитание и в конце кон­цов устроился пасти свиней, которые в Ветхом Завете считались нечистыми животными, и питался тем, что свиньи не могли доесть, «рожками», как сказано в Священном Писании. Рожки, упоминаемые здесь (Лк. 15, 16) — это плоды рожкового дерева, распрост­раненного в Палестине и употребляемого вместо хле­ба людьми очень бедными, а также и на прокорм ско­та и свиней. Плоды эти состоят из темных твердых стручьев горького вкуса. Хозяева часто делали из рож­ков вино посредством выжимания, а выжатые, мало-полезные остатки стручков и мякоть отдавали свинь­ям. Этими-то остатками и желал насытиться упоми­наемый в Евангелии блудный сын.

Так вот, питаясь этим, и то не столько, сколько хо­тел, он не мог насытиться и, наконец, пришел, как го­ворит Священное Писание, в разум и сказал сам себе: «А ведь даже рабы моего отца живут лучше. Пойду я возвращусь к отцу своему и буду хотя бы рабом у него, поскольку рабы у него питаются гораздо лучше, чем я имею возможность напитать свое тело» (Лк. 15, 17-19). И он пошел к отцу с таким помыслом: просить стать хотя бы рабом, понимая, что его отношение к отцу было не просто забвением, а презрением и оскорбле­нием.

Отец же, как сказано в притче, ждал его и всем сер­дцем принял его как сына. Одел на руку его перстень, что означало вчинение в сыновство и возвращение ему всех тех прав, которые он когда-то имел как сын. И не­смотря на то, что он потерял часть наследия, истратил ее, живя блудно, отец вдруг возвращает ему право на­следия на то, что осталось, и приготовляет пир. А стар­ший сын, увидев это, начинает, как это свойственно людям, роптать и завидовать. Ясно, с одной стороны, часть имения, которая принадлежала младшему сыну, растрачена, и раз он вводится опять в сыновство, значит, какая-то часть наследства старшего сына будет отдана ему, человеку, который предал отца и жил столько лет сам по себе. Более того, отец устраивает пир и закалывает упитанного тельца, чего он почти никогда не делал, и старший сын говорит: «Вот ты никогда мне, отец, не давал даже козленка, чтобы я возвеселился и порадовался с друзьями моими. А тут этот блудник, этот предатель вернулся, и ты закалы­ваешь тельца, и еще возвращаешь ему перстень на руку как сыну, значит, — это не досказано, но читается в подтексте, — часть имения, предназначенного мне, те­перь отойдет ему, а свою часть он всю истратил. Где же справедливость?» На что отец говорит: «Ты со мною всегда, и то, что мое, то твое. А этот сын был пропащим, теперь же он нашелся и подобает поэтому радоваться нам» (Лк. 15, 29-31).

Святая Церковь заставляет сегодня нас, пребыва­ющих, как обычно мы пребываем, в расслаблении и в лености, задуматься о том, что каждый из нас на са­мом деле похож на блудного сына, который ушел от отца родного, пренебрегая его любовью, его заботой, и расточил все, что было от отца дано ему даром, про­сто по любви отцовской. И когда вернулся, был при­нят отцом в покаянии. На первый взгляд, многие из нас ходят в храм, и причащаются, и исповедуются, и вроде бы могут сказать: я не уходил от отца Небесно­го, от Бога нашего, и почитаю Его, и молюсь на вся­кий день, поэтому я не похож на блудного сына. Но если честно воззреть на свой ум и на свое сердце, на сокровенного человека нашей души, который, соб­ственно, и составляет самую сердцевину человека, то оказывается, что наш ум и наше сердце очень часто уходят, как этот блудный сын, от созерцания истин Божественного откровения, от созерцания смысла че­ловеческой жизни и занимаются всякими пустяками. И если бы только пустяками, а то и хуже — грехами, которые непрестанно вращаются в нашем уме и в на­шем сердце.

Если в течение дня каждый из нас остановится и внимательно посмотрит, чем же занято его сердце в течение проходящих часов обычной повседневной жизни, то мы увидим, как часто в сердце нашем рож­дается раздражение, обида, злоба. Нелюбовь к ближ­нему питает наше сердце, как мутные воды питают растение, которое приносит злые плоды. Еще чаще в уме нашем находится туман, забвение Бога, забвение смысла жизни; наши глаза духовные застланы, и мы только видим самое близкое к нашему носу событие повседневной жизни, например, что кто-то нам что-то грубо сказал. Эта обида стоит перед нами, как ве­ликан, и мы больше ни о чем не можем думать. И дру­гая мысль приходит в голову, что нам хочется, напри­мер, поесть, и эта мысль тоже застилает глаза, и серд­це начинает радоваться при мысли, что, вот, я сейчас поем. А мысль о том, что Бог даровал нам пищу, нам в голову не приходит. И если мы даже читаем молитву перед трапезой, то читаем ее достаточно формально. А нам бы благодарить Бога за поданный хлеб, хоть мы и не выращивали его своими руками, как крестья­не, которые трудились на земле и знали, чего стоит пища, земной плод, принесенный по благословению Божию. Мы же едим это все, думая о вкусе, но почти не благодаря от сердца Бога.

Мы часто уподобляемся вот этому блудному сыну, который забывает Отца, Бога, и живет так, как будто Его даже и не было, вычеркивая Его из своей жизни, если не словом, то делом. Мы ведем себя так, как буд­то нет этого любящего Отца и можно жить по своим законам, развратным законам мира сего, и даже, мо­жет быть, посмеяться над любовью Отца, который ждет не дождется нашего возвращения. К сожалению, человек доходит даже до этого, ухмыляясь над мило­сердием Божиим и думая, что это все шутки, выдумки и неправда, что нет такой любви Божией, которая действительно ждет человека даже тогда, когда он стано­вится предателем и хулителем Бога. А Бог все равно ждет душу человеческую, как отец ждет заблудшего сына. И каждый человек оказывается пред Ним, как сказано в другой притче, драгоценнее всего мира. Это — во-первых. А во-вторых, Господь взыскует каждую погибшую душу, и больше скорбит о том, что одна душа пропала, чем радуется о 99 овцах, которые на­ходятся под Его покровом, и которых Он, конечно, любит не меньше. Как и старшего сына отец любил не меньше, может быть, даже больше, но его сердце было спокойно за этого сына, он знал, что он его, род­ной, пребывает рядом с ним, и они всегда могут раз­делить все, что у них общее. А тот, погибший, уязвлял сердце отца своим поведением, и отец каждый день, по-видимому, молился Богу о спасении младшего сына, и молитва его была услышана.

Точно так же мы бываем похожи и на старшего сына, когда мы завидуем людям даже в самых духовных ве­щах. Вот пришел человек недавно в церковь, и Господь изливает на него Свою милость, дает человеку этому благодать. А человек, уже давно бывший в церкви, вдруг смущается сердцем и говорит: «Я столько лет в церк­ви, и нет у меня этой радости, которую имеет сейчас этот новопришедший, когда-то заблудший. Вот он ког­да-то блудил, грешил, а сейчас Господь утешает его. Как же так?» Человек смущается оттого, что не пони­мает путей промысла Божия. Он, давно находясь в храме, для Бога не потерянный, но ему предстоит труд вместе с Отцом над своей душой, над полем своего сердца, труд возделывания души, который год за го­дом приготовляет его к вечному Царствию Небесно­му. А того человека, который только пришел, Господь по Своей любви одаривает многими щедротами, уте­шает, исцеляет его язвы, но потом тоже готовит к труду многолетнему, который все равно после трапезы праздничной придется ему понести вместе с отцом и старшим сыном, чтобы возделывать почву своего сер­дца и уготовлять его для принесения достойных пло­дов покаяния и приведения, может быть, и других людей к Богу.

Можно отнести эту притчу и к целым народам, не только к душе одного человека, в частности, к нашей стране, которая, как блудный сын, больше 70 лет была «на стране далече» и думала пропитаться тем, что было у нее от наследия прошлых веков. Многие богатства, заработанные нашими трудолюбивыми предками, были истрачены достаточно быстро, и страна пришла к такому состоянию, что стало понятно: без Бога ей дальше не жить. Теперь она потихоньку возвращает­ся к Нему. Но этот процесс обращения еще только на­чался, так будем же молить Бога, чтобы мы дожили до тех времен, когда придет день праздничной трапе­зы о заблудшей нашей стране. Когда она сможет еще потрудиться во славу Христа Бога и Святой Троицы, прославляя Бога не только у себя дома, но и перед ли­цом других народов, которые столько лет смеялись над страной, поправшей собственные святыни и растоп­тавшей в грязи лучших своих людей. Дай Бог, чтобы общее народное покаяние вызревало в нашей стране. Но это зависит от каждого из нас в той степени, в ка­кой мы можем потрудиться, подобно старшему сыну, не капризничая, не прося у Бога этого козленка, кото­рого Он как бы нам не дает, когда нам хочется, а ожи­дая тех наград, прежде всего в вечном Царствии, до­роже которых нет, потому что слова отца: «Все мое — твое», — обращенные к старшему сыну — какое это отражение Отеческой Любви! На самом деле, дороже этих слов нет ничего!

Поэтому попросим нынче Господа, чтобы Он да­ровал нам в течение всей нашей жизни уподобляться блудному сыну — не в том, как он ушел от отца, а в том, как он вернулся. Будем просить у Господа дара покаяния, дара узреть, в каком состоянии мы находим­ся, питаясь рожками пустых и низких помыслов. Цер­ковь нас уже готовит к покаянию великопостному для очищения души через воззрение откровенное на свое сердце. Будем просить Бога, чтобы Он помог очистить наши ум и сердце от той бури и тумана, которые по­стоянно владеют нами и мешают зреть Бога, зреть смысл нашей жизни и радоваться любви Божией, ко­торая исполняет этот мир, но в результате проходит мимо нас. Если Бог говорит нам: «дорогие мои, все Мое — это ваше», — то неужели нам не потрудиться вместе с Богом на ниве наших сердец, чтобы посте­пенно наследовать вечную радость в Царствии Небесном?

Да будет так, Аминь! 

04.02.07

 

 

 

-----------------------------------------------------------------------

Sur la parabole du fils prodigue

 

Au nom du Père, du Fils et du Saint-Esprit !

Très chers, le dimanche d'aujourd'hui est appelé le dimanche du fils prodigue dans le calendrier de l'Église. Aujourd'hui, nous entendons l'Évangile, dans lequel le Seigneur lui-même donne une parabole sur le fait qu'un père avait deux fils, et que l'un restait toujours avec lui, et que l'autre, le plus jeune, à un certain moment de sa vie, réclama soudain sa part de la propriété, à laquelle, en fait, selon la loi de l'époque, il n'avait aucun droit jusqu'à la mort de son père. Cependant, il réclama cela du vivant de son père et s'en alla, comme on dit, « dans un pays lointain ». Avec cette seule demande, il disait essentiellement à son père : « Tu es mort pour moi. »

Si aujourd'hui nous ne le comprenons pas bien, cependant dans l'Ancien Testament, cela signifiait en fait la négation du père, le rejet de lui. Et pour le plus jeune fils, le père était essentiellement mort : le fils avait oublié son père, l'avait rayé de sa vie, avait oublié tout ce qu'il devait à son père. Et il s'en alla dans un pays lointain, où il vécut dans la débauche. Tôt ou tard, l’héritage s’épuisa, et il commença à mourir de faim et à endurer des difficultés, ne put trouver de nourriture, et finalement il se retrouva à nourrir des porcs, qui dans l'Ancien Testament étaient considérés comme des animaux impurs, et mangea ce que les porcs ne pouvaient pas manger, des « gousses », comme il est dit dans les Saintes Écritures. Les gousses mentionnées ici (Luc 15 :16) sont les fruits du caroubier, qui est commun en Palestine et est utilisé à la place du pain par les gens très pauvres, ainsi que pour l'alimentation des bovins et des porcs. Ces fruits sont constitués de gousses sombres et dures, au goût amer. Les propriétaires faisaient souvent du vin à partir des cônes en les pressant, et les restes pressés et inutiles des gousses et de la pulpe étaient donnés aux porcs. C'est avec ces restes que le fils prodigue mentionné dans l'Évangile voulait se nourrir.

Et ainsi, s'en nourrissant, mais pas autant qu'il aurait voulu, il n’était pas rassasié, et, comme le dit l'Écriture Sainte, il revint enfin à la raison et se dit en lui-même : « Même les serviteurs de mon père vivent mieux. Je retournerai vers mon père, et je pourrai au moins être son serviteur, car ses serviteurs sont bien mieux nourris que je ne puis nourrir mon corps » (Luc 15 :17-19). Et il alla trouver son père avec cette pensée : lui demander de le reprendre au moins comme esclave, comprenant que son attitude envers son père n'était pas seulement l'oubli, mais le mépris et l'insulte.

Mais le père, comme il est dit dans la parabole, l'attendait, et le reçut de tout son cœur comme un fils. Il mit un anneau à son doigt, ce qui signifiait qu'il était un fils, et qu'il était rétabli dans tous les droits qu'il avait autrefois en tant que fils.

 

Et malgré le fait qu'il ait perdu une partie de son héritage, dépensé en vivant de manière prodigue, son père lui rend soudain le droit d'hériter, et il prépare même un festin. Le fils aîné, voyant cela, se met à grommeler et à envier, comme c'est souvent le cas chez les humains. Il est clair, d'une part, qu'une partie de la succession qui appartenait au fils cadet a été dilapidée, et puisqu'il est ramené à la filiation, il s'ensuit qu'une partie de l'héritage du fils aîné lui sera donnée, à l'homme qui a abandonné son père et vécu seul pendant tant d'années. De plus, le père fait un festin et égorge le veau gras, ce qu'il n'a presque jamais fait, et le fils aîné dit : « Père, tu ne m'as jamais donné un seul chevreau, afin que je me réjouisse avec mes amis. Et puis ce fornicateur, ce traître, est revenu, et tu égorges le veau gras, et tu lui mets aussi l'anneau au doigt comme un fils, ce qui signifie – ce n'est pas dit, mais c'est lu dans le sous-texte – qu'une partie des biens qui m'étaient destinés lui reviendra maintenant, et qu'il a dépensé toute sa part. Ce à quoi le père répond : « Tu es toujours avec moi, et ce qui est à moi est à toi. Ce fils était perdu, mais maintenant il est retrouvé, et c'est pourquoi nous devons nous réjouir » (Luc 15 :29-31).

La sainte Église nous oblige aujourd'hui, nous qui sommes, comme d'habitude, dans la paralysie et la paresse, à réfléchir sur le fait que chacun de nous est en fait comme le fils prodigue, qui a quitté son père, négligeant son amour et ses soins, et a dilapidé tout ce qui lui a été donné gratuitement de la part de son père, simplement par amour paternel. Et quand il revint, il est reçu par son père dans la repentance. À première vue, beaucoup d'entre nous vont à l'église, communient, se confessent et semblent pouvoir dire : je n'ai pas quitté le Père céleste, notre Dieu, et je Le vénère, et je prie tous les jours, afin de ne pas ressembler au fils prodigue. Mais si nous regardons honnêtement notre esprit et notre cœur, l’être caché de notre âme, qui, en fait, constitue le noyau même de l'homme, il s'avère que notre esprit et notre cœur, comme ce fils prodigue, s'éloignent très souvent de la contemplation des vérités de la révélation divine, de la contemplation du sens de la vie humaine, et s'occupent de toutes sortes de futilités. Et si ce n’était que par des choses futiles, mais pire encore, c’est par les péchés qui tournent constamment dans nos esprits et dans nos cœurs.

Si, au cours de la journée, chacun de nous s'arrête et regarde attentivement ce qui occupe son cœur pendant les heures qui passent de la vie quotidienne ordinaire, nous verrons combien de fois l'irritation, le ressentiment et la colère naissent dans nos cœurs. L'aversion pour notre prochain nourrit nos cœurs, tout comme les eaux boueuses nourrissent une plante qui porte de mauvais fruits. Le plus souvent, il y a un brouillard dans nos esprits, un oubli de Dieu, un oubli du sens de la vie ; nos yeux sont spirituellement fermés, et nous ne voyons que les événements qui nous concernent directement, par exemple si quelqu'un nous a dit quelque chose de grossier. Ce ressentiment se dresse devant nous comme un géant, et nous ne pouvons penser à rien d'autre. Et une autre pensée nous vient à l'esprit, que nous voulons manger, par exemple, et cette pensée obscurcit aussi nos yeux, et le cœur commence à se réjouir à la pensée que, eh bien, maintenant je vais manger. Et l'idée que Dieu nous a donné de la nourriture ne nous vient pas à l'esprit. Et même si nous lisons une prière avant un repas, nous la lisons de manière assez formelle. Nous devons remercier Dieu pour le pain qui nous a été donné, même si nous ne l'avons pas cultivé de nos propres mains, comme les paysans qui travaillent la terre et connaissent la valeur de la nourriture, ce fruit terrestre apparu avec la bénédiction de Dieu. Nous mangeons tout cela avec le goût à l'esprit, mais presque pas en remerciant Dieu de tout notre cœur.

Nous sommes souvent comme ce fils prodigue qui oublie le Père, Dieu, et vit comme s'Il n'avait jamais existé, Le retranchant de nos vies, sinon en paroles, du moins en actes. Nous nous comportons comme si ce Père aimant n’existait pas, vivant selon nos propres lois, les lois dépravées de ce monde, et peut-être même riant de l'amour du Père, qui aura ou pas la patience de nous voir revenir. Malheureusement, une personne en arrive même à cela, souriant à la miséricorde de Dieu et pensant que ce ne sont que des blagues, des fabrications et des contre-vérités, qu'il n'y a pas un tel amour de Dieu qui attend vraiment une personne, même lorsqu'elle devient un traître et un blasphémateur de Dieu. Et Dieu attend toujours l'âme de l'homme, comme un père attend un fils perdu. Et tout homme est, devant Lui, comme il est dit dans une autre parabole, plus précieux que tout. C'est la première chose. Et deuxième chose, le Seigneur cherche chaque âme perdue, et s'afflige plus de la perte d'une âme qu'il ne se réjouit des quatre-vingt-dix-neuf brebis qui sont sous sa protection, et qu'il n'aime certainement pas moins. Comme le père aime son fils aîné, peut-être même plus, son cœur est en paix avec ce fils, il sait qu’il est à côté de lui, et qu'ils peuvent toujours partager tout ce qu'ils ont en commun. Celui qui était perdu blessait le cœur du père par sa conduite, et le père priait certainement Dieu tous les jours pour le salut de son plus jeune fils, et sa prière fut exaucée.

De la même manière, nous sommes comme le fils aîné lorsque nous envions les gens, même dans les choses les plus spirituelles. Par exemple, une personne est récemment revenue à l'église, et le Seigneur déverse Sa miséricorde sur elle et donne Sa grâce à cette personne. Alors qu’une autre personne, qui vient à l'église depuis longtemps, se trouble soudainement dans son cœur et dit : « Je suis à l'église depuis tant d'années, et je n'ai pas la joie de ce nouveau venu, qui s'est égaré autrefois. Autrefois, il forniquait et péchait, mais maintenant le Seigneur le réconforte. » L'homme est confus parce qu'il ne comprend pas les voies de la providence de Dieu. Étant dans l’église depuis longtemps, il n'est pas perdu pour Dieu, mais il doit travailler avec le Père sur son âme, sur le champ de son cœur, le travail de cultiver son âme, qui année après année le prépare pour le Royaume éternel des Cieux. Et le Seigneur, par amour, accorde beaucoup de bienfaits à celui qui vient de revenir, le console, guérit ses blessures, mais le prépare aussi à de nombreuses années de travail, qu'il devra encore supporter après la fête avec son père et son fils aîné, afin de cultiver le sol de son cœur et le préparer à produire de dignes fruits de repentance et, peut-être, de conduire d'autres personnes à Dieu.

 

Cette parabole peut aussi s'appliquer à des nations entières, et pas seulement à l'âme d'une seule personne [...].

Demandons maintenant au Seigneur de nous accorder, tout au long de notre vie, d'être comme le fils prodigue, non pas dans la manière dont il a quitté son père, mais dans la manière dont il est revenu. Demandons au Seigneur le don du repentir, le don de voir dans quel état nous nous trouvons, nourris par les gousses des pensées vides et basses. L'Église nous prépare déjà au repentir du Carême, à la purification de l'âme par une vue ouverte de notre cœur. Demandons à Dieu de nous aider à purifier nos esprits et nos cœurs de la tempête et du brouillard qui nous envahissent constamment et nous empêchent de voir Dieu, de voir le sens de notre vie et de nous réjouir de l'amour de Dieu, qui remplit ce monde, mais qui, finalement, passe à côté de nous. Si Dieu nous dit : « Mes bien-aimés, tout ce qui est à moi est à vous », alors ne travaillerons-nous pas avec Dieu sur le champ de nos cœurs pour hériter progressivement de la joie éternelle dans le royaume des cieux ?

Qu’il en soit ainsi. Amen.

 

Sermon du hiéromoine Méthode (Zinkovsky) le dimanche de l'enfant prodigue.

4.02.2007




Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire