«Горе имеим сердца»
Сегодня мы празднуем очень важное событие в земной жизни Господа, — завершение Его земной деятельности и восхождение на Небо, окончание Евангельской истории и начало истории Апостольской.
Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Сын сотворившего мир Отца, движимый законом жертвенной любви, сошел к падшему творению и стал одним из нас, чтобы возвести нас в лоно Отца. Бог воспринял человеческое естество, чтобы человек вернул себе свое божественное достоинство. Христос победил зло и смерть, чтобы сообщить эту победу ищущим жизни и света. До воскресения Господь носил подобную нам плоть, по восстании из гроба являлся апостолам с преображенным, но не прославленным еще телом и потому говорил Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17).
И вот, приходит время дивного Вознесения Господа во славе и восшествия Его ко Отцу для принятия всей власти на небе и на земле. Власти уже не только как Бога, ибо божеством Сын никогда не отлучался от Отца, но и как человека, понесшего все наши тяготы и искушения, победившего тление и смерть и открывшего нам путь ко спасению. На сороковой день по Своем Воскресении Господь приводит апостолов на гору Елеонскую, дает обетование скорого схождения на них «иного Утешителя» и на глазах у всех со Своей пречистой плотью возносится на небо. Возносится не ангелами, не на огненной колеснице, как Илия, но Своей силой, как Царь вселенной, и возвращается туда, откуда пришел нашего ради спасения, возносится, не переставая благословлять остающихся на земле. Апостолы в изумлении смотрят туда, где за облаком славы скрылся их Божественный Учитель и Господь, вся их жизнь, вся их надежда и радость. Их любовь ко Христу столь велика, что необходимо даже вмешательство ангелов, чтобы вывести их из состояния изумленного созерцания и вернуть к деятельной жизни. Но нет у апостолов печали, ибо они знают, что Он идет приготовить им место, что Спаситель скоро придет и возьмет их к Себе, в уготованные им небесные обители. Весь первый век христианской истории проникнут духом ожидания Его скорого пришествия, и оно действительно скоро, ибо что есть наша жизнь, это обманчивое время, что есть тысяча лет и вся история человечества по сравнению с блаженной вечностью?! Они не скорбят, потому что на земле с ними пребывает благословение вознесшегося Христа, потому что Он передает их в надежные руки Святого Утешителя Духа, Который облечет их силою свыше и наставит «на всякую истину» (Ин. 16, 13). Напротив, они, а вместе с ними и мы, исполнены великой радости, что дом наш отныне на небесах, в лоне Бога Отца со Христом и Божественным Духом. Человек уже не беззащитная букашка в бесконечных космических пространствах, он законный сын Небесного Царя, свой в Царствии Божием, и восхождение его туда закономерно и невозбранно, если только по собственному неразумию не изберет он иной путь, путь греха и смерти.
Христос исполнил все, что надлежало Ему исполнить на земле. Положив начало Церкви, Он поручил ее дальнейшее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, но и Сам всегда незримо присутствует в ней. Как говорят богословы, Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий соединяет в Себе и спасает всю человеческую природу, в то время как Третья Ипостась, Дух Святой совершенствует каждую отдельную личность. Исцелив наше естество и посадив его «одесную величествия на небесех» (Евр. 8, 1), Христос вручает Свою Церковь водительству Духа, Который ведет каждого человека, особенного и неповторимого, к личной святости.
Вот уже через десять дней, мы с вами будем праздновать величайшее и всерадостное событие ― день рождения Церкви на земле, победоносное сошествие на верных последователей Христовых Святого Духа, преобразившее мир. Но время Церкви берет начало в сегодняшнем празднике, ее небесное рождение совершилось в день Вознесения, когда Христос, наш небесный Первосвященник, вознесся ко Отцу, вошел с кровию Своею в небесную, нерукотворенную скинию и положил там основание Своей Церкви. И если здесь на земле Церковь воинствует, борясь с переменным успехом за сердца человеческие, и в нас самих подчас вера и радостное упование сменяются мраком сомнений и унынием, то там, на Небе, в Церкви Торжествующей всегда радость победы над злом, всегда славословие Спасителя Бога и ликование бесчисленного множества ангелов и святых во свете любви Христовой.
Праздник Вознесения очень символичен, он передает саму идею небесного служения Церкви на земле, потому что в своих таинствах и богослужениях Церковь возносит нас от суеты и земных проблем горе, к престолу Пресвятой Троицы, к сиянию божества и святости. Пребывая и действуя в мире, она не от мира сего, существуя во времени, она приобщает нас вечности и уже здесь делает небесными жителями.
Все дал нам Христос, и на Небе, и на земле, и обещает дать несравненно больше, если последуем этому пути, пути спасения, если вся наша жизнь будет постоянным восхождением к небесному Отечеству. Наше жительство да будет отныне «на небесах, куда предтечею за нас вниде Христос» (Евр. 6, 20), и откуда мы ожидаем Его второго пришествия так же, как апостолы видели Его восходящим на небо, явно, «с силою и славою многою». И если внимание нашего ума и сердца будет постоянно обращено, как у апостолов на Елеонской горе, ко Христу Спасителю нашему и, в то же время, мы не будем «стоять праздны» от добрых дел, то пришествие Его будет для нас не страшным, а желанным и радостным. И, подобно первым христианам, мы всегда будем взывать из глубины сердца: «Ей, гряди, Господи Иисусе», а во Второе и славное Его Пришествие «восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фесс. 4, 17). Аминь
Проповедь епископа Леонтия (Козлова), Сызранского и Шигонского на Вознесение Господня
21 мая 2015
--------------------------------------------
Aujourd’hui, nous célébrons un événement très important dans la vie terrestre du Seigneur, l’achèvement de Son activité terrestre et Son Ascension au ciel ; la fin de l’histoire Evangélique et le début de l’histoire Apostolique.
La Seconde Hypostase de la Très Sainte Trinité, le Fils du Père qui a créé le monde, mû par la loi de l’amour sacrificiel, est descendu vers la création déchue et s’est fait l’un de nous pour nous élever dans le sein du Père. Dieu a pris la nature humaine pour que l’homme puisse retrouver sa dignité divine. Le Christ a vaincu le mal et la mort pour donner cette victoire à ceux qui cherchent la vie et la lumière. Avant la résurrection, le Seigneur a revêtu une chair semblable à nous, après Sa résurrection du tombeau, Il est apparu aux apôtres avec un corps transfiguré, mais pas encore glorifié, et c’est pourquoi Il a dit à Marie-Madeleine : « Ne me touche pas, car je ne suis pas encore monté vers mon Père » (Jean 20, 17).
Et ainsi, le temps vient pour la merveilleuse Ascension du Seigneur dans la gloire et Son Ascension vers le Père pour recevoir toute puissance dans le ciel et sur la terre. Puissance non seulement en tant que Dieu, car le Fils divin n’a jamais été séparé du Père, mais aussi en tant qu’homme qui a supporté tous nos fardeaux et tentations, qui a vaincu la corruption et la mort, et nous a ouvert le chemin du salut. Le quarantième jour après Sa Résurrection, le Seigneur amena les apôtres au mont des Oliviers, leur promit la descente imminente sur eux d’un « autre consolateur », et sous les yeux de tous, Il monta au ciel avec Sa chair très pure. Il ne monte pas par des anges, pas non plus dans un char de feu, comme Élie, mais par Sa propre puissance, en tant que Roi de l’univers, et retourne au lieu d’où Il est venu pour notre salut, Il monte, sans cesser de bénir ceux qui restent sur la terre. Les Apôtres regardent avec étonnement l’endroit où leur divin Maître et Seigneur, toute leur vie, toute leur espérance et leur joie, a disparu derrière la nuée de gloire. Leur amour pour le Christ est si grand que même l’intervention des anges est nécessaire pour les faire sortir de l’état de contemplation émerveillée et les ramener à une vie active. Mais les apôtres ne sont pas tristes, car ils savent qu’Il va leur préparer une place, que le Sauveur viendra bientôt et les prendra avec Lui, dans les demeures célestes préparées pour eux. Tout le premier siècle de l’histoire chrétienne est imprégné de l’esprit d’attente de Sa venue imminente, et c’est en effet bientôt, car qu’est-ce que notre vie, ce temps trompeur, qu’est-ce que mille ans et toute l’histoire de l’humanité en comparaison de l’éternité bénie ?! Ils ne s’affligent pas, parce que la bénédiction du Christ monté au ciel demeure avec eux sur la terre, parce qu’Il les remet entre les mains du saint Esprit Consolateur, qui les dotera de la puissance d’en haut et les guidera « dans la vérité toute entière » (Jean 16:13). Au contraire, eux, et nous avec eux, sommes remplis d’une grande joie que notre demeure soit désormais au Ciel, dans le sein de Dieu le Père avec le Christ et l’Esprit divin. L’homme n’est plus un insecte sans défense dans des espaces cosmiques infinis, il est un fils légitime du Roi céleste, le sien dans le Royaume de Dieu, et son ascension y est naturelle et sans entrave, à moins que par sa propre folie, il ne choisisse un chemin différent, le chemin du péché et de la mort.
Le Christ a accompli tout ce qu’Il avait à faire sur terre. Après avoir posé les fondements de l’Église, Il a confié son organisation ultérieure aux apôtres avec l’aide du Saint-Esprit, mais Lui-même y est toujours présent de manière invisible. Comme le disent les théologiens, la deuxième hypostase de la Sainte Trinité, le Fils de Dieu, unit en lui-même et sauve toute la nature humaine, tandis que la troisième hypostase, le Saint-Esprit, perfectionne chaque personne. Après avoir guéri notre nature et l’avoir assise « à la droite de la Majesté dans les cieux » (He 8, 1), le Christ confie Son Église à la conduite de l’Esprit, qui conduit chaque personne, spéciale et unique, à la sainteté personnelle.
Dans dix jours, nous célébrerons l’événement le plus grand et le plus joyeux : l’anniversaire de l’Église sur la terre, la descente victorieuse de l’Esprit Saint sur les fidèles disciples du Christ, qui a transformé le monde. Mais le temps de l’Église commence dans la fête d’aujourd’hui, sa naissance céleste eut lieu le jour de l’Ascension, lorsque le Christ, notre Souverain Sacrificateur céleste, est monté vers le Père, est entré avec Son sang dans le tabernacle céleste qui n’a pas été fait de main d’homme, et y a posé les fondements de Son Église. Et si ici sur la terre l’Église est militante, combattant avec plus ou moins de succès pour le cœur des hommes, et si en nous-mêmes la foi et l’espérance joyeuse sont parfois remplacées par les ténèbres du doute et du découragement, alors là, au Ciel, dans l’Église triomphante, il y a toujours la joie de la victoire sur le mal, toujours la glorification du Dieu Sauveur et la joie d’une multitude innombrable d’anges et de saints à la lumière de l’amour du Christ.
La fête de l’Ascension est très symbolique, elle transmet l’idée même du service céleste de l’Église sur la terre, parce que, dans ses sacrements et ses services divins, l’Église nous élève de la vanité et de l’affliction des problèmes terrestres, jusqu’au trône de la Très Sainte Trinité, vers le rayonnement de la divinité et de la sainteté. Demeurant et agissant dans le monde, Il n’est pas de ce monde, vivant dans le temps, Il nous met en communion avec l’éternité et fait déjà de nous des habitants célestes.
Le Christ nous a tout donné, au Ciel et sur la terre, et Il promet de nous donner incomparablement plus si nous suivons ce chemin, le chemin du salut, si toute notre vie est une ascension constante vers la patrie céleste. Que notre demeure soit désormais « dans les cieux, où Christ est entré pour nous » (Hébreux 6:20), et d’où nous attendons Sa seconde venue, tout comme les Apôtres L’ont vu monter au ciel, clairement, « avec beaucoup de puissance et de gloire ». Et si l’attention de notre esprit et de notre cœur est constamment dirigée, comme ce fut le cas avec les apôtres sur le mont des Oliviers, vers le Christ notre Sauveur, et, en même temps, si nous ne restons pas inactifs devant les bonnes œuvres, alors Sa venue ne sera pas effrayante pour nous, mais désirée et joyeuse. Et, comme les premiers chrétiens, nous crierons toujours du plus profond de notre cœur : « Oui, viens, Seigneur Jésus », et lors de Sa seconde et glorieuse venue, « nous serons enlevés sur les nuées pour rencontrer le Seigneur dans les airs, et ainsi nous serons toujours avec le Seigneur » (1 Thessaloniciens 4:17). Amen
Sermon de l’évêque Léonty (Kozlov) de Syzran et Shigon sur l’Ascension du Seigneur
21 mai 2015
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire