lundi 21 novembre 2022

Различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником

Письмо Святителя Феофана Затворника,
посвященное основному различию
между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником


– Милость Божия буди с вами!
Ваше смущение и беспокойство относительно исполнения возложенного на вас послушания совершенно законно, потому что и доброе дело можно делать не добре и тем губить и плод его.


Успокоить вас может точное определение, что подлежит вашему ведению, особенно же – что окончательно вами решаться должно и что от вас должно переходить к духовнику для исповеди и таинственного разрешения. Кто должен это определить? – ваш настоятель. Вам, старцам, надо сойтись вместе, разъяснить затруднения, встречаемые вами в своей практике, придумать меры к устранению их и затем прийти к настоятелю, доложить ему о всем и просить сделать властные распоряжения относительно всего, или по вашему мнению, или по своему собственному.
После всего вам останется только разумно исполнять поставленное и быть спокойным.
Мне же решать что-либо по сему делу совсем не приходится. Ибо очень возможно, что я решу так, старцы – этак, а настоятель – еще иначе. И выйдет пересыпание из пустого в порожнее. А ведь у нас с вами есть на руках дела не пустые и не порожние.
Да как же это у вас уместны недоумения?! У вас ведь это святое душеспасительное дело исстари ведется: разумею старчество и откровение. Думаю уже на деле не раз разрешались всевозможные случаи.
Собрать бы эти решения – и вышел бы кодекс старческих решений.
Как этого не сделано, то вам, кроме настоятельского определения круга вашего действия, остается только обращаться к старцам же, в деле состоящим, а не к кому-либо другому, незнакомому с этим делом.
Я совсем незнаком с этим делом. Общее рассуждение о сем деле у меня есть. Достаньте изданную афонцами маленькую книжку «Что потребно покаявшемуся и вступившему на путь спасения». Там достаточно определено дело старчества, но только в общих положениях, или в теории… Что же до практики касается, то об этом и слова нет. Потому что, не имея практики, не следует и браться за изображение дел этой практики.


Об обязанностях старчества я всегда той был мысли, что сюда относится только откровение помыслов и смущений и разрешение их или, лучше, разъяснение, как быть.
Коль же скоро из того, что открывает брат старцу, нечто встретится такое, что требует исповеди и таинственного разрешения, то в этом надо отсылать к духовнику. Что именно таковых признавать должно, это решите сами между собою, разумею старцев, и утверждения настоятельского испросите.
Что вы не смели отказаться от старчества – это в порядке. Но когда настоятель заметит, что вы негожи и отставит, тогда поклонитесь и отблагодарите.
Говорите: старцу приходится разрешать наказывать. Мне думается, что старцу не следует ни разрешать, ни наказывать. Его дело рассудить и определить состояние ученика. Разъяснить ему, как дошел до худа, и указать способ, как на будущее время избежать этого. И как погасить страсть, от которой произошло дело, и помолиться.
Старец – советник, а не судья и не каратель. Его дело – пожалеть и воодушевить, предав брата благодати Божией.
 

Пишете: приходит ученик, кается в нарушении заповеди. Старец наказывает поклонами и прощает. Сознательное нарушение явной заповеди требует исповеди пред духовником и таинственного разрешения. Старец, выслушав ученика, дает ему разъяснение относительно падения и указывает способы, как избегать таких падений.
И потом отсылает к духовнику; тот разрешает и налагает епитимию. Старец дает только советы: ты бы поусердней помолился, не дал бы себе поесть, как обычно… и от сна отнял бы часть некую, и подобное.
Слова: «Благодатью Своею Бог простит» – имеют смысл благожелательный. «Бог да простит тебе, брат», или: «Бог простит, брат!» Не унывай – крепись и борись, разрешение же в силе – елика разрешите – ему не принадлежит. Разрешение старцев не имеет разрешительной силы, свойственной таинственному разрешению. Это принадлежит духовнику. Старцу принадлежит разрешение грехов простительных, и разрешаются они самым откровением. Как открыт такой грех – так и прощен.
У святого Димитрия Ростовского исчислены такие грехи в повседневной исповеди и в молитве на сон грядущим есть немного указаний.
Какую силу имеет старчество? Великую и превеликую, только вся она не юридического свойства, а нравственного: советы, разъяснения, воодушевления, молитвы.
Долг старца, чтобы всякий ученик отходил от него как обмытый, как бы искупавшись.
В случае перемены старца все от прежнего старца советованное должно быть оставлено. Ученичество снова начинается для ученика.
Больше сего не имею что сказать. Главное – соберитесь и все определите, и бойтесь зайти в область духовническую.

Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.

source : elohov.ru/k-200-letiyu-feofana-zatvornika-starec-i-duxovnik

Краткая исповедь свт. Димитрия, митрополита Ростовского

    Исповедаю Господу Богу моему вся моя грехи, яже сотворил до настоящего дня и часа делом, словом, помышлением.
   Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью к Богу за Его великие и бесчисленные содеянные мне благодеяния и всеблагое промышление.
  Согрешаю празднословием, осуждением, презорством, непокорством, гордостью, гневом, оклеветанием, невниманием, нерадением, унынием, беспечностью, злонамерением, ожесточением, преслушанием, роптанием, самочинием, злоречием, ложью, смехом, соблазном, самолюбием, честолюбием, чревоугодием, сластолюбием, объядением, пьянством, тайноядением, вещелюбием, тщеславием, леностью, принятием блудных, нечистых и хульных помыслов, опущением службы Божией, небрежением о молитве, нечистой исповедью, неисполнением епитимий и всеми моими чувствами душевными и телесными согрешил, в них же каюся Господу и прошу прощения.

Aucun commentaire:

Enregistrer un commentaire