Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского (+1903г.) в неделю о Самаряныне
Христос воскресе!
Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4, 24).
Слова эти сказаны Господом нашим Иисусом Христом в беседе с Самарянкой. Слова Господа о поклонении Богу духом и истиною не то значат, как неправильно некоторые толкуют их, — не то, чтобы не нужно было выражать свои молитвенные чувствования никакими внешними действиями. Нет: они значат то, чтобы, молясь Богу, мы молились всем существом своим — и телом и духом; чтобы слова и действия нашей молитвы были выражениями действительных чувств сердца нашего, а не одной личиной молитвы.
Итак, кто молится Богу духом?
Молится Богу духом тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душою и сердцем. Молится духом тот, кто, ограждая себя знамением креста Христова, взирает духом на Самого распятого на кресте Господа. Молится духом тот, кто, преклоняя выю свою, преклоняет пред Богом и сердце и душу свою. Молится духом тот, кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руки Божии, в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полной преданностью воле Божией. Молится духом тот, кто, предстоя телом пред изображением Господа или Пречистой Матери Его, предстоит духом пред Ним Самим, седящим на престоле славы, и предстоящей одесную Его Пречистой Матерью Его. Молится духом тот, кто, лобызая устами св. икону Господню, лобызает сердцем своим самые пречистые руки и ноги Его.
Кто молится Богу истиною?
Молится Богу истиною тот, у кого душа и сердце оживлены той самой верой и любовью, теми самыми мыслями и чувствами, теми надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы, составленные мужами святыми и духоносными. Молится истиною тот, кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма. Молится истиною тот, кто, служа Богу участием в Богослужении церковном, служит Ему и самой жизнью и делами своими. Молится истиною тот, кто, называя Бога Отцем своим, действительно любит Его, боится Его, повинуется Ему и исполняет святую волю Его, повинуется Ему и исполняет святую волю Его, как истинный сын Его. Молится истиною тот, кто, молясь Отцу небесному, дабы святилось в мире имя Его, не оскорбляет святейшего имени Божия не только делом, но и словами и мыслями греховными. Молится истиною тот, кто, прося у Бога хлеба насущного, сам не только не отнимает его у других, а разделяет всё, подаваемое ему Богом, с другими неимущими. Молится истиною тот, кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешившему пред ним человеку. Молится истиною тот, кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему претыкания и соблазна, не мыслит зла своему сопернику, напротив, любит самых врагов своих, добро творит ненавидящим его и молится за творящих ему напасть. Молится истиною тот, кто, произнося в молитве священнейшее слово: “да будет воля Твоя”, истинно готов исполнить все, что повелевает сия святейшая воля, претерпеть всё по воле Божией и во славу пресвятого имени Его, до креста и до смерти, подобно как Сам единородный Сын Божий, заключив молитву Свою словами: “буди воля Твоя”, пошел с покорностью на страдание и крестную смерть.
Вот что значит молитва Богу духом и истиною, а не что-нибудь другое! Таковых-то ищет Отец — поклоняющихся Ему, а не других каких-либо!
Так возлюбленные, и мы будем в простоте сердца веровать и поклоняться Богу-Отцу своему всегда и везде; особенно же в храме Божием, в то священнейшее время, когда совершается здесь Духом Святым великое священнодействие и таинство веры нашей, — когда приносится Святейшая Жертва Тела и Крови Христовой. В таком только случае, т. е. молясь так именно, и мы будем, яко “истиною поклонницы, поклоняться Отцу духом и истиною”. Аминь.
Поучение епископа Иустина (Полянского), Уфимского и Мензелинского (+1903г.) в неделю о Самаряныне, на литургии.
----------------------------------------------------------------------
Le Christ est ressuscité !
« Dieu est
Esprit, et ceux qui adorent, c’est en Esprit et en Vérité qu’ils doivent adorer » (Jean 4:24)..
Ces paroles ont été prononcées par notre Seigneur Jésus-Christ lors de Sa conversation avec la Samaritaine. Les paroles du Seigneur sur l'adoration de Dieu en esprit et en vérité ne signifient pas, comme certains les interprètent de manière erronée, qu'il n'est pas nécessaire d'exprimer ses sentiments de prière par des actions extérieures. Non : ils veulent dire que, lorsque nous prions Dieu, nous prions de tout notre être, à la fois dans le corps et dans l'esprit ; afin que les paroles et les actions de notre prière soient l'expression des sentiments réels de notre cœur, et pas seulement le masque de la prière.
Alors, qui prie Dieu dans l'esprit ?
Il prie Dieu en esprit celui qui,
prononçant les paroles d'une prière, les prononce non seulement avec ses
lèvres, mais de toute son âme et de tout son cœur. Prie en esprit celui qui, se
protégeant du signe de la croix du Christ, regarde avec son esprit le Seigneur
lui-même crucifié sur la croix. Il prie avec l'esprit celui qui, inclinant la tête,
s'incline devant Dieu avec son cœur et son âme. Prie en esprit celui qui, se
prosternant jusqu’au sol,
se jette entièrement entre les mains de Dieu, dans la plus profonde humilité et
contrition du cœur, avec une dévotion totale à la volonté de Dieu. Prie en
esprit celui qui, debout en corps devant l'image du Seigneur ou de sa Très Pure
Mère, se tient en esprit devant Lui-même, assis sur le trône de gloire, et devant
Sa Très Pure Mère debout à Sa droite. Celui qui prie en esprit c(‘est
celui qui, embrassant de ses lèvres la sainte icône du Seigneur, baise de son
cœur Ses mains et Ses pieds les plus purs.
Qui prie Dieu en vérité ?
Il prie Dieu en vérité celui dont l'âme et le cœur sont animés par la même foi et le même amour, par les mêmes pensées et les mêmes sentiments, par les mêmes espérances et les mêmes désirs qui émanent des prières composées par les hommes saints et porteurs de l'Esprit. Prie en vérité celui qui, tout en adorant Dieu dans l’église, ne se prosterne pas devant les idoles de ses passions en dehors de l’église. Prie en vérité celui qui, servant Dieu en participant aux services divins de l'Église, le sert par sa vie et ses œuvres. Prie en vérité celui qui, appelant Dieu son Père, l'aime vraiment, le craint, lui obéit et accomplit sa sainte volonté, comme son vrai fils. Prie en vérité celui qui, priant le Père céleste pour que son nom soit sanctifié dans le monde, n'offense pas le très saint nom de Dieu, non seulement en actes, mais aussi en paroles et en pensées pécheresses. Prie en vérité, celui qui, en demandant à Dieu son pain quotidien, non seulement ne l'enlève pas aux autres, mais partage tout ce que Dieu lui a donné avec d'autres pauvres. Prie en vérité celui qui, demandant pardon de ses péchés au Seigneur, pardonne lui-même de tout son cœur à toute personne qui a péché devant lui. Prie en vérité celui qui, priant pour être délivré des tentations et des calomnies du malin, ne fait pas trébucher son frère, ne pense pas de mal de son rival, au contraire, aime ses ennemis mêmes, fait du bien à ceux qui le haïssent et prie pour ceux qui lui font du mal. Prie en vérité celui qui, prononçant dans la prière la parole très sacrée : « Que Ta volonté soit faite », est vraiment prêt à accomplir tout ce que cette très sainte volonté commande, à tout endurer selon la volonté de Dieu et à la gloire de son très saint nom, jusqu'à la croix et jusqu'à la mort, tout comme le Fils unique de Dieu lui-même, concluant sa prière par ces mots : « Que ta volonté soit faite », est allé avec humilité à la souffrance et à la mort sur la croix.
C'est ce que signifie prier Dieu en esprit et en vérité, et rien d'autre ! Ce sont ceux que le Père cherche, ceux qui L'adorent, et pas les autres !
C'est pourquoi, bien-aimés, croyons aussi à la simplicité du cœur et adorons Dieu notre Père toujours et partout, surtout dans l’église de Dieu, en ce temps très saint où l'Esprit Saint accomplit ici le grand sacrement et le mystère de notre foi, où le Très Saint Sacrifice du Corps et du Sang du Christ est offert. Ce n'est que dans ce cas, c'est-à-dire en priant de cette manière, que nous serons comme « un vrai adorateur, pour adorer le Père en esprit et en vérité ».
Homélie de l'évêque Justin (Polyansky), de Oufa et Menzelinsky (+1903) sur la Samaritaine, à la liturgie.
Aucun commentaire:
Enregistrer un commentaire